Граффити (graffiti)— в первоначальном значении — наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).
В настоящее время широко распространилось рисование граффити с помощью аэрозольной краски.
Одним из первых современных райтеров считается TAKI 183. В конце 1960-х он начал писать на стенах свой никнейм практически везде, где он бывал. Встретить его тег, можно было по всему Нью-Йорку.
21 июля 1971 года в The New York Times выходит статья,посвящённая Таки. В ней он утверждает, что он перенял форму никнейма (имя с добавлением номера улицы) у некоего Julio 204, который до него занимался теггингом несколько лет, но тот был пойман.
Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Тем не менее, картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30—600 тысяч долларов.
Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных городах: улица (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждений.
В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя как анти-, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного мегаполиса. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
Сегодня граффити часто утрачивают значение протеста и не противопоставляются «официальной культуре», а актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти размывается грань между санкционированной и инициативной, свободной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.
Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к определённому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами и, что делало их непохожими на остальных, во всю длину и ширину вагона. В 1972 году райтер, скрывающийся под псевдонимом Super Kool 223, воспользовался распылителем с баллона крема для бритья, то есть заменил узкий колпачок баллона с краской на толстый (фэт), что позволило ему быстро покрывать краской большие поверхности. Super Kool 223 баллонами с краской жёлтого и розового цвета и фэтом получал жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, некоторые считают, что на то время это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити.
Стили:
Бабл (англ. bubble letters — дутые буквы),в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три.
Блокбастер (англ. Blockbuster) — Большие буквы без переплетений и каких либо графических изысков. Обычно моно- или двухцветные. Часто для их рисования используют валики, так как нужно покрыть очень большие поверхности за короткое время.
Уайлд (англ. Wildstyle — дикий стиль) — очень распространённый стиль, включающий в себя множество подстилей. Чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, такие графические элементы как осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, т. к. часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость практически пропадает.
Cтиль Дайма или FX — основоположником стиля является немецкий райтер Daim (Deim первоначально)из FX Crew (FX Cru). Характерными чертами этого стиля являются объёмность букв с ярко выраженной перспективой, игра света и тени, плавные цветовые градиенты и в целом реалистичность картинки.
Инструменты райтера:
Основным инструментом райтера является спрей-краска. Большинство райтеров предпочитают баллоны, специально разработанные для спрей-арта, таких производителей как Montana Colors (Испания), Montana Cans (Германия), Molotow (Германия), ABRO Sabotage (США), Sabotaz (Греция) и т. д. С баллонами используют насадки разных типов, дающие точку разного диаметра. Также инструментами для рисования могут служить кисти, валики, маркеры, восковые стержни, мелки и т. д.
Экипировка райтера включает в себя защиту дыхательных путей (маска, платок, бандана, респиратор), а также выполняет конспиративную функцию, если этого требует ситуация, — незаметная и удобная одежда, часто спортивного стиля.
Граффити в видеоиграх:
Популяризация граффити в мире не могла не отразиться на игровой индустрии. На данный момент выпущена только одна видеоигра о граффити: Marc Eckō's Getting Up: Contents Under Pressure. В ней рассказывается о молодом человеке по имени Трейн (Trane), свободном художнике, который связывает свою жизнь с противостоянием системе, в которой граффити является жестоким преступлением. По ходу игры у художника открывается иное видение мира, и он переосмысливает суть своего искусства. В игре используются различные средства для написания, такие как маркеры, аэрозоль, кисти и стикеры. По ходу игры главному герою встречаются легендарные в мире граффити персонажи, такие как Cope2, Futura, Obey, Seen, T-KID, Smith.
В игре Grand Theft Auto: San Andreas есть возможность закрашивать граффити на территориях банд-соперников. Для этого используется только аэрозольный баллончик.
Граффити как элемент геймплея присутствуют в игре Tony Hawk Underground 2. При создании персонажа требуется выбрать себе личный рисунок-граффити или создать его в редакторе. В дальнейшем некоторые миссии потребуют нарисовать это граффити в определенных местах.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).
В настоящее время широко распространилось рисование граффити с помощью аэрозольной краски.
Одним из первых современных райтеров считается TAKI 183. В конце 1960-х он начал писать на стенах свой никнейм практически везде, где он бывал. Встретить его тег, можно было по всему Нью-Йорку.
21 июля 1971 года в The New York Times выходит статья,посвящённая Таки. В ней он утверждает, что он перенял форму никнейма (имя с добавлением номера улицы) у некоего Julio 204, который до него занимался теггингом несколько лет, но тот был пойман.
Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы свои биографические данные. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Тем не менее, картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30—600 тысяч долларов.
Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных городах: улица (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждений.
В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя как анти-, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного мегаполиса. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
Сегодня граффити часто утрачивают значение протеста и не противопоставляются «официальной культуре», а актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти размывается грань между санкционированной и инициативной, свободной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.
Стиль письма как способ узнать автора конкретного граффити к определённому времени исчерпал себя. И райтеры устремились использовать цвет и размер. Один из первых райтеров Stey и некоторые другие стали выписывать свои имена на поверхности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами и, что делало их непохожими на остальных, во всю длину и ширину вагона. В 1972 году райтер, скрывающийся под псевдонимом Super Kool 223, воспользовался распылителем с баллона крема для бритья, то есть заменил узкий колпачок баллона с краской на толстый (фэт), что позволило ему быстро покрывать краской большие поверхности. Super Kool 223 баллонами с краской жёлтого и розового цвета и фэтом получал жирные розовые буквы в желтом окаймлении. Хотя работа была довольно посредственной, некоторые считают, что на то время это был самый цветной и выразительный рисунок в мире граффити.
Стили:
Бабл (англ. bubble letters — дутые буквы),в котором все буквы округлялись, становились похожими друг на друга и получались как бы дутыми, похожими на пузыри. Чаще всего использовалось мало цветов, в основном два или три.
Блокбастер (англ. Blockbuster) — Большие буквы без переплетений и каких либо графических изысков. Обычно моно- или двухцветные. Часто для их рисования используют валики, так как нужно покрыть очень большие поверхности за короткое время.
Уайлд (англ. Wildstyle — дикий стиль) — очень распространённый стиль, включающий в себя множество подстилей. Чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, такие графические элементы как осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка — дикий, взрывной, непонятный, т. к. часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость практически пропадает.
Cтиль Дайма или FX — основоположником стиля является немецкий райтер Daim (Deim первоначально)из FX Crew (FX Cru). Характерными чертами этого стиля являются объёмность букв с ярко выраженной перспективой, игра света и тени, плавные цветовые градиенты и в целом реалистичность картинки.
Инструменты райтера:
Основным инструментом райтера является спрей-краска. Большинство райтеров предпочитают баллоны, специально разработанные для спрей-арта, таких производителей как Montana Colors (Испания), Montana Cans (Германия), Molotow (Германия), ABRO Sabotage (США), Sabotaz (Греция) и т. д. С баллонами используют насадки разных типов, дающие точку разного диаметра. Также инструментами для рисования могут служить кисти, валики, маркеры, восковые стержни, мелки и т. д.
Экипировка райтера включает в себя защиту дыхательных путей (маска, платок, бандана, респиратор), а также выполняет конспиративную функцию, если этого требует ситуация, — незаметная и удобная одежда, часто спортивного стиля.
Граффити в видеоиграх:
Популяризация граффити в мире не могла не отразиться на игровой индустрии. На данный момент выпущена только одна видеоигра о граффити: Marc Eckō's Getting Up: Contents Under Pressure. В ней рассказывается о молодом человеке по имени Трейн (Trane), свободном художнике, который связывает свою жизнь с противостоянием системе, в которой граффити является жестоким преступлением. По ходу игры у художника открывается иное видение мира, и он переосмысливает суть своего искусства. В игре используются различные средства для написания, такие как маркеры, аэрозоль, кисти и стикеры. По ходу игры главному герою встречаются легендарные в мире граффити персонажи, такие как Cope2, Futura, Obey, Seen, T-KID, Smith.
В игре Grand Theft Auto: San Andreas есть возможность закрашивать граффити на территориях банд-соперников. Для этого используется только аэрозольный баллончик.
Граффити как элемент геймплея присутствуют в игре Tony Hawk Underground 2. При создании персонажа требуется выбрать себе личный рисунок-граффити или создать его в редакторе. В дальнейшем некоторые миссии потребуют нарисовать это граффити в определенных местах.