James Dewitt Yancey (7 Февраля 1974 - 10 Февраля 2006), больше известный, как J Dilla или Jay Dee был американским хип-хоп продюссером и МС. Он появился на андеграундной сцене Детройта в середине 90-х. Начав свою карьеру с имени Jay Dee, в 2001 сменил его на J Dilla.
Jay Dee рос в Детройте и получил музыкальные познания от родителей. В ранние годы он начал коллекционировать записи, что воодушевило его на изучение многих муз. инструментов. В высшей школе он открыл в себе страсть к деятельности МС и образовал рэп-группу Slum Village с некоторыми из своих одноклассников. Он, также, начал изучать азы создания битов, используя обычный ленточный диктофон как центр своей студии.
В 1992 Jay Dee встретил опытного детройтского музыканта Amp Fiddler, который был впечатлен тем, что Jay мог делать с ограниченным количеством приборов. Amp Fiddler научил Jay Dee как обращаться с MIDI Production Center,в котором Jay разобрался очень быстро. В 1995 году, Jay Dee и MC Phat Kat в качестве хип-хоп группы 1st Down могли бы стать первыми из Детройта, кого подписали на мейджор, Pay Day, но после записи первого сингла лейбл завершил свою работу.
К концу 90-х Jay Dee был известен, как будущее хип-хопа, с линейкой синглов и ремиксов для Pharcyde, De La Soul, Busta Rhymes, A Tribe Called Quest, Q-Tip и других. Много работ Jay Dee было издано не от его имени, находясь во владении The Ummah, продюссерской команды A Tribe Called Quest.
2000 год отмечен дебютом Slum Village на мейджоре, с их альбомом Fantastic, Vol. 2, на котором Jay Dee был и МС, и продюссером. Он был, также, одним из основателей продюссерского коллектива The Soulquarians, который принес ему еще больше признания и толков о нем, благодаря работе с Common, Erykah Badu и Talib Kweli. Хип-хоп-общественность взяла на заметку его стиль и имя Jay Dee упоминалось среди имен самых важных хип-хоп продюссеров.
Его соло-дебют состоялся в 2001-м году с сингла "Fuck the Police", последовавшего за альбомом Welcome 2 Detroit. С 2002-го года Jay Dee взял новое имя, J Dilla (таким образом он хотел ввести различие между собой и Jermaine Dupri, который использовал имя "JD") и оставил Slum Village. преследуя цель сделки с мейджором MCA. Он работал на своим альбомом в период с 2002-го по 2003-й годы, но альбом так и не издали. После провала альбома на MCA, Dilla записал бескомпромиссный Ruff Draft, вышедший только на виниле. Несмотря на малую известность альбома, он стал сигналом к смене звучания и позиции, и с этого момента он все больше и больше работает с инди-лейблами.
Продюссер и МС Madlib объединяется с J Dilla в 2002-м году для создания группы Jaylib. В 2003-м году у них выходит альбом Champion Sound . J Dilla переезжает из Детройта в Лос-Анджелес и в весной 2004-го года едет в тур в составе Jaylib.
Вопреки вялому сотрудничеству с мейджорами и заслугам в продукции в 2005-2006 годах, его культовый статус был силен среди верных слушателей, в среде которых циркуляровал андеграундный материал J Dilla, в основном размещенный в интернете.
Статьи Urb (Март 2004) и XXL (Июнь 2005) подтвердили слухи о болезни и госпитализации в течении этого периода. Насколько тяжело его состояние стало известно общественности в Ноябре 2005-го года, во время тура, на котором J Dilla предстал перед всеми в кресле-каталке. Только потом выяснилось, что он страдал редким заболеванием крови - "волчанкой".
J Dilla умер 10-го Февраля, 2006-го года в своем доме, в Лос-Анджелесе. В некрологе в The New York Times 14-го Февраля написали: "По словам Maureen Yancey - матери J Dilla, причиной смерти стала довольно редкая болезнь - туберкулез кожи".
Его имя не стояло в ряду самых высокооплачиваемых битмейкеров США. Да он и не был битмейкером. J Dilla был самым настоящим музыкантом, в чьи мягкие фанковые переливы можно было влюбиться раз и навсегда.
Jay Dee рос в Детройте и получил музыкальные познания от родителей. В ранние годы он начал коллекционировать записи, что воодушевило его на изучение многих муз. инструментов. В высшей школе он открыл в себе страсть к деятельности МС и образовал рэп-группу Slum Village с некоторыми из своих одноклассников. Он, также, начал изучать азы создания битов, используя обычный ленточный диктофон как центр своей студии.
В 1992 Jay Dee встретил опытного детройтского музыканта Amp Fiddler, который был впечатлен тем, что Jay мог делать с ограниченным количеством приборов. Amp Fiddler научил Jay Dee как обращаться с MIDI Production Center,в котором Jay разобрался очень быстро. В 1995 году, Jay Dee и MC Phat Kat в качестве хип-хоп группы 1st Down могли бы стать первыми из Детройта, кого подписали на мейджор, Pay Day, но после записи первого сингла лейбл завершил свою работу.
К концу 90-х Jay Dee был известен, как будущее хип-хопа, с линейкой синглов и ремиксов для Pharcyde, De La Soul, Busta Rhymes, A Tribe Called Quest, Q-Tip и других. Много работ Jay Dee было издано не от его имени, находясь во владении The Ummah, продюссерской команды A Tribe Called Quest.
2000 год отмечен дебютом Slum Village на мейджоре, с их альбомом Fantastic, Vol. 2, на котором Jay Dee был и МС, и продюссером. Он был, также, одним из основателей продюссерского коллектива The Soulquarians, который принес ему еще больше признания и толков о нем, благодаря работе с Common, Erykah Badu и Talib Kweli. Хип-хоп-общественность взяла на заметку его стиль и имя Jay Dee упоминалось среди имен самых важных хип-хоп продюссеров.
Его соло-дебют состоялся в 2001-м году с сингла "Fuck the Police", последовавшего за альбомом Welcome 2 Detroit. С 2002-го года Jay Dee взял новое имя, J Dilla (таким образом он хотел ввести различие между собой и Jermaine Dupri, который использовал имя "JD") и оставил Slum Village. преследуя цель сделки с мейджором MCA. Он работал на своим альбомом в период с 2002-го по 2003-й годы, но альбом так и не издали. После провала альбома на MCA, Dilla записал бескомпромиссный Ruff Draft, вышедший только на виниле. Несмотря на малую известность альбома, он стал сигналом к смене звучания и позиции, и с этого момента он все больше и больше работает с инди-лейблами.
Продюссер и МС Madlib объединяется с J Dilla в 2002-м году для создания группы Jaylib. В 2003-м году у них выходит альбом Champion Sound . J Dilla переезжает из Детройта в Лос-Анджелес и в весной 2004-го года едет в тур в составе Jaylib.
Вопреки вялому сотрудничеству с мейджорами и заслугам в продукции в 2005-2006 годах, его культовый статус был силен среди верных слушателей, в среде которых циркуляровал андеграундный материал J Dilla, в основном размещенный в интернете.
Статьи Urb (Март 2004) и XXL (Июнь 2005) подтвердили слухи о болезни и госпитализации в течении этого периода. Насколько тяжело его состояние стало известно общественности в Ноябре 2005-го года, во время тура, на котором J Dilla предстал перед всеми в кресле-каталке. Только потом выяснилось, что он страдал редким заболеванием крови - "волчанкой".
J Dilla умер 10-го Февраля, 2006-го года в своем доме, в Лос-Анджелесе. В некрологе в The New York Times 14-го Февраля написали: "По словам Maureen Yancey - матери J Dilla, причиной смерти стала довольно редкая болезнь - туберкулез кожи".
Его имя не стояло в ряду самых высокооплачиваемых битмейкеров США. Да он и не был битмейкером. J Dilla был самым настоящим музыкантом, в чьи мягкие фанковые переливы можно было влюбиться раз и навсегда.