Не станем в сотый раз пересказывать предысторию альбома "American Gangster" и обсуждать его отношение к одноименному фильму Ридли Скотта. Тем более, что связь между диском и картиной оказалась не столь уж прочной.
Главный киногерой Фрэнк Лукас на альбоме упомянут всего пару раз. Однако, своих целей Jay-Z достиг. Во-первых, он успел "пристегнуть" альбом к удачному фильму. Во-вторых нашел простой и логичный ответ на возможный вопрос "С чего это почтенный президент, который скоро разменяет пятый десяток, опять читает про крэк и улицы?" Действительно, ведь "Kingdom Come" был альбомом Эс Дот Картера, преуспевающего бизнесмена, инвестирующего в самые разные отрасли экономики. И как остроумно заметил обозреватель Pitchfork Том Брейхан, на нем Jay-Z читал о брэндах столь дорогих, что аудитория Джигги и представить не могла о чем вообще идет речь.
Вставал второй вопрос - можно ли годами пребывая в башне из слоновой кости офисного небоскреба адекватно отражать в своих текстах жизнь улиц? "American Gangster" отвечает на него утвердительно. Этот альбом - в большей степени возвращение Jay-Z, чем "Kingdome Come", поскольку мы имеем дело именно что с возвращением того молодого и недоброго Джиггамэна десятилетней давности, только что сменившего крэк-игру на рэп-игру.
Альбом хотя и кое-как увязан тесемкой единой концепции, но на действительно концептуальные не очень похож. "American Gangster" не является последовательным изложением истории. Здесь нет цельного сюжета: штрихами, пунктирно, Джигга дает историю взлета и падения уличного наркоторговца, которого вам никто не мешает соотносить с самим Шоном Картером. История петляет, прерываясь треками вроде "Hello Brooklyn 2.0". Различить, где мы имеем дело с вымышленным персонажем, а где с самим Hova, практически невозможно. Хотя ясно, что треки вроде "Success" четко о самом рэппере.
"Я не выбрал эту жизнь, эта жизнь выбрала меня", формулирует Jay-Z, вряд ли ведая, что русский аналог фразы - уже почти афоризм. Однако, Hova в своем репертуаре, подобными афоризмами он просто сыплет. И если музыкальная составляющая альбома, по большей части сделанная Diddy и его продюсерской группой Hitmen, вряд ли впечатлит широкие массы российских поклонников рэпа (саунд традиционного соула - это же как-то немодно? это для граждан постарше?), то тексты Jay-Z снова на недосягаемой высоте. Он неподражаем, и мало кто еще умеет так.
"American Gangster" можно читать как книгу, хотя Jay-Z добивался ассоциаций с кино. Его стихи - не прибавить ни строчки, не отнять - оставляют ощущение, если простыми словами, "умного человека послушал". Умелый рассказчик, внимательный к деталям, отличный вкус, знание жизни, элегантный юмор, интересные мысли - правда же, рэп-текст нечасто строится из таких кирпичиков? Скорее это свойственно книгам.
Чтобы выразить разочарование красивой жизнью ему хватает одной строки:
All of this "Аce of Spade" I drank just to piss out
Если он работает на созвучиях, то получаются мини-шедевры:
Blame Oliver North and Iran-Contra
I ran contraband that they sponsored
И только Jay-Z может увенчать объяснение в любви к своему району обещанием перевезти сюда свою команду НБА.
Как хороший алкоголь, Jay-Z год от года набирает сил. Трудно даже и предположить, что настанет время, когда его сочтут неактуальным, как это уже случилось с большинством его ровесников. Хотя однажды оно настанет. Jay-Z это осознает, и делает выводы, действуя согласно озвученному на новом альбоме девизу "Смерть не одурачишь, поэтому я стараюсь взять все от жизни".
Главный киногерой Фрэнк Лукас на альбоме упомянут всего пару раз. Однако, своих целей Jay-Z достиг. Во-первых, он успел "пристегнуть" альбом к удачному фильму. Во-вторых нашел простой и логичный ответ на возможный вопрос "С чего это почтенный президент, который скоро разменяет пятый десяток, опять читает про крэк и улицы?" Действительно, ведь "Kingdom Come" был альбомом Эс Дот Картера, преуспевающего бизнесмена, инвестирующего в самые разные отрасли экономики. И как остроумно заметил обозреватель Pitchfork Том Брейхан, на нем Jay-Z читал о брэндах столь дорогих, что аудитория Джигги и представить не могла о чем вообще идет речь.
Вставал второй вопрос - можно ли годами пребывая в башне из слоновой кости офисного небоскреба адекватно отражать в своих текстах жизнь улиц? "American Gangster" отвечает на него утвердительно. Этот альбом - в большей степени возвращение Jay-Z, чем "Kingdome Come", поскольку мы имеем дело именно что с возвращением того молодого и недоброго Джиггамэна десятилетней давности, только что сменившего крэк-игру на рэп-игру.
Альбом хотя и кое-как увязан тесемкой единой концепции, но на действительно концептуальные не очень похож. "American Gangster" не является последовательным изложением истории. Здесь нет цельного сюжета: штрихами, пунктирно, Джигга дает историю взлета и падения уличного наркоторговца, которого вам никто не мешает соотносить с самим Шоном Картером. История петляет, прерываясь треками вроде "Hello Brooklyn 2.0". Различить, где мы имеем дело с вымышленным персонажем, а где с самим Hova, практически невозможно. Хотя ясно, что треки вроде "Success" четко о самом рэппере.
"Я не выбрал эту жизнь, эта жизнь выбрала меня", формулирует Jay-Z, вряд ли ведая, что русский аналог фразы - уже почти афоризм. Однако, Hova в своем репертуаре, подобными афоризмами он просто сыплет. И если музыкальная составляющая альбома, по большей части сделанная Diddy и его продюсерской группой Hitmen, вряд ли впечатлит широкие массы российских поклонников рэпа (саунд традиционного соула - это же как-то немодно? это для граждан постарше?), то тексты Jay-Z снова на недосягаемой высоте. Он неподражаем, и мало кто еще умеет так.
"American Gangster" можно читать как книгу, хотя Jay-Z добивался ассоциаций с кино. Его стихи - не прибавить ни строчки, не отнять - оставляют ощущение, если простыми словами, "умного человека послушал". Умелый рассказчик, внимательный к деталям, отличный вкус, знание жизни, элегантный юмор, интересные мысли - правда же, рэп-текст нечасто строится из таких кирпичиков? Скорее это свойственно книгам.
Чтобы выразить разочарование красивой жизнью ему хватает одной строки:
All of this "Аce of Spade" I drank just to piss out
Если он работает на созвучиях, то получаются мини-шедевры:
Blame Oliver North and Iran-Contra
I ran contraband that they sponsored
И только Jay-Z может увенчать объяснение в любви к своему району обещанием перевезти сюда свою команду НБА.
Как хороший алкоголь, Jay-Z год от года набирает сил. Трудно даже и предположить, что настанет время, когда его сочтут неактуальным, как это уже случилось с большинством его ровесников. Хотя однажды оно настанет. Jay-Z это осознает, и делает выводы, действуя согласно озвученному на новом альбоме девизу "Смерть не одурачишь, поэтому я стараюсь взять все от жизни".