Новый альбом Wu-Tang замечателен во многих аспектах. Это и долгожданное возвращение, и интересное решение, и драма, и конфликт. Последнее и возьмем за печку для пляски.
Средний поклонник рэпа так устроен, что в противоречиях между группой и продюсером он заведомо на стороне артиста. Таков уж стереотип, что продюсер - кровосос и карабас. Хотя порой это человек, причастный к созданию продукта не в меньшей степени, чем сами музыканты. В случае Wu-Tang поспешно и огульно обвинить во всем RZA не удается хотя бы потому, что он не просто сторонний архитектор и проектировщик этой команды мечты из поклонников комиксов и восточных единоборств. Он еще и участник коллектива.
Неприглядная свара внутри группы, безусловно, не украсила возвращение Wu-Tang после шестилетнего молчания. RZA железной рукой прогнул свою линию, создав альбом с неповторимым музыкальным ландшафтом. "8 Diagrams" не просто в стороне от чартов, клубов и ротаций - он несколько в ином измерении. Только ленивый рецензент не упомянул кинематографичность альбома. Опыт, наработанный RZA в этой индустрии, был применен к "8 Diagrams" в полной мере. Конечный результат не все оценили и приняли. Зазвучали даже уверенные голоса: "Это не то, чего ждали поклонники Wu-Tang". Схожее мнение высказали и некоторые участники группы.
Но вдумайтесь, чего хотели "творческие единицы", Raekwon и Ghostface, выступившие от имени и по поручению коллег. Иного звучания, более соответствующего духу времени. Других продюсеров, например, Pharrell и Kanye West. Их опасения сводятся к одной фразе: "Новые ниггеры нас не купят". Аналогичные случаи противоречий по линии "артист-продюсер" просто не приходят на ум: второй стремится создать уникальный продукт, а первые хотят сделать как все, а если на чистоту - хотят бабла. И неужели биты от Pharrell - как раз то, чего страстно "ждали поклонники Wu-Tang"?
В одном RZA не соврал - этому альбому нельзя давать скоропалительных оценок. Иначе можно сесть в лужу. Расслушать, распробовать, и сколько на это уйдет времени, совершенно неясно. Может быть, чьи-то ожидания они и обманули, не избрав ни одно из двух очевидных направлений: копировать современные мэйнстрим-клише или копировать апробированные Wu-Tang-клише. Причем, первый путь - он заведомо тупиковый и ошибочный. Ведет прямиком на свалку музыкальной истории, сопровождается "подбадривающими" возгласами: "И эти тоже отказались от своего стиля, в погоне за модой". Неприятно еще и то, что финансовые дожди в таких случаях обычно не обрушиваются. Ну то есть, если уж продаваться, то задорого. А за копейки - есть ли смысл? В том, что Wu-Tang может быть востребованным в осовремененной поп-мэйнстрим-версии, существуют величайшие сомнения. Если уж даже самый популярный, самый (в хорошем смысле слова) поп участник клана Method Man, называя вещи своими именами, никому не нужен. А ведь были все данные, была харизма - харизмища! - голос, мощный лейбл, битмейкеры типа Скотта Сторча, гости уровня Busta Rhymes и Ludacris.
К слову, именно Method Man на "8 Diagrams" словно обрел второе дыхание. Это помолодевший и посвежевший Method. И как в лучшие годы он первым же брошенным в микрофон словом вносит в трек энергетический заряд в сотни килоджоулей. Главный хит "The Heart Gently Weeps" - это сегодняшний dream team клана, троица Ghostface, Raekwon и Method. В финальной "Life Changes", посвященной безвременно ушедшему O.D.B., именно Meth задает тон уже первым куплетом - впрочем, трогательное и тревожное настроение песни с успехом поддерживают остальные участники. Пожалуй, этот трек тоже мог бы работать на телеэфир: такая понятная по-человечески история. Разбирать по косточкам каждую песню не имеет смысла. Похожих среди них нет - однако соблюдено некое единство стиля, цельная атмосфера, что должно быть свойственно любому законченному продукту. Тем не менее советовать "8 Diagrams" к непременому прослушиванию для всех и вся было бы делом поспешным. Ощущения могут оказаться самыми непредсказуемыми. Все-таки, это скорее альбом для меломана, нежели для юного поклонника хип-хопа. Однако, любой ценитель Wu наверняка отметит: чему-то важному они не изменили. "Получать деньги, не теряя лица" - это очень хорошо соотносится с предыдущими работами Wu-Tang Clan. Да и вообще, если задуматься, это должно быть свойственно всякому порядочному человеку.
Средний поклонник рэпа так устроен, что в противоречиях между группой и продюсером он заведомо на стороне артиста. Таков уж стереотип, что продюсер - кровосос и карабас. Хотя порой это человек, причастный к созданию продукта не в меньшей степени, чем сами музыканты. В случае Wu-Tang поспешно и огульно обвинить во всем RZA не удается хотя бы потому, что он не просто сторонний архитектор и проектировщик этой команды мечты из поклонников комиксов и восточных единоборств. Он еще и участник коллектива.
Неприглядная свара внутри группы, безусловно, не украсила возвращение Wu-Tang после шестилетнего молчания. RZA железной рукой прогнул свою линию, создав альбом с неповторимым музыкальным ландшафтом. "8 Diagrams" не просто в стороне от чартов, клубов и ротаций - он несколько в ином измерении. Только ленивый рецензент не упомянул кинематографичность альбома. Опыт, наработанный RZA в этой индустрии, был применен к "8 Diagrams" в полной мере. Конечный результат не все оценили и приняли. Зазвучали даже уверенные голоса: "Это не то, чего ждали поклонники Wu-Tang". Схожее мнение высказали и некоторые участники группы.
Но вдумайтесь, чего хотели "творческие единицы", Raekwon и Ghostface, выступившие от имени и по поручению коллег. Иного звучания, более соответствующего духу времени. Других продюсеров, например, Pharrell и Kanye West. Их опасения сводятся к одной фразе: "Новые ниггеры нас не купят". Аналогичные случаи противоречий по линии "артист-продюсер" просто не приходят на ум: второй стремится создать уникальный продукт, а первые хотят сделать как все, а если на чистоту - хотят бабла. И неужели биты от Pharrell - как раз то, чего страстно "ждали поклонники Wu-Tang"?
В одном RZA не соврал - этому альбому нельзя давать скоропалительных оценок. Иначе можно сесть в лужу. Расслушать, распробовать, и сколько на это уйдет времени, совершенно неясно. Может быть, чьи-то ожидания они и обманули, не избрав ни одно из двух очевидных направлений: копировать современные мэйнстрим-клише или копировать апробированные Wu-Tang-клише. Причем, первый путь - он заведомо тупиковый и ошибочный. Ведет прямиком на свалку музыкальной истории, сопровождается "подбадривающими" возгласами: "И эти тоже отказались от своего стиля, в погоне за модой". Неприятно еще и то, что финансовые дожди в таких случаях обычно не обрушиваются. Ну то есть, если уж продаваться, то задорого. А за копейки - есть ли смысл? В том, что Wu-Tang может быть востребованным в осовремененной поп-мэйнстрим-версии, существуют величайшие сомнения. Если уж даже самый популярный, самый (в хорошем смысле слова) поп участник клана Method Man, называя вещи своими именами, никому не нужен. А ведь были все данные, была харизма - харизмища! - голос, мощный лейбл, битмейкеры типа Скотта Сторча, гости уровня Busta Rhymes и Ludacris.
К слову, именно Method Man на "8 Diagrams" словно обрел второе дыхание. Это помолодевший и посвежевший Method. И как в лучшие годы он первым же брошенным в микрофон словом вносит в трек энергетический заряд в сотни килоджоулей. Главный хит "The Heart Gently Weeps" - это сегодняшний dream team клана, троица Ghostface, Raekwon и Method. В финальной "Life Changes", посвященной безвременно ушедшему O.D.B., именно Meth задает тон уже первым куплетом - впрочем, трогательное и тревожное настроение песни с успехом поддерживают остальные участники. Пожалуй, этот трек тоже мог бы работать на телеэфир: такая понятная по-человечески история. Разбирать по косточкам каждую песню не имеет смысла. Похожих среди них нет - однако соблюдено некое единство стиля, цельная атмосфера, что должно быть свойственно любому законченному продукту. Тем не менее советовать "8 Diagrams" к непременому прослушиванию для всех и вся было бы делом поспешным. Ощущения могут оказаться самыми непредсказуемыми. Все-таки, это скорее альбом для меломана, нежели для юного поклонника хип-хопа. Однако, любой ценитель Wu наверняка отметит: чему-то важному они не изменили. "Получать деньги, не теряя лица" - это очень хорошо соотносится с предыдущими работами Wu-Tang Clan. Да и вообще, если задуматься, это должно быть свойственно всякому порядочному человеку.