RZA - искусный создатель магически простых и завораживающих ритмов, абсурдных сэмплерных коллажей, оставляющих слушателя в недоумении, что это - эксперименты новичка или насмешка гения, лет десять считается одним из самых оригинальных хип-хоп продюсеров.
Музыкант и бизнесмен, стоявший у истоков двух великих рэп-команд, давший толчок десятку успешных сольных карьер, он на короткой ноге с киногениями Джимом Джармушем и Квентином Тарантино. Новатор и первооткрыватель, харизматический лидер нью-йоркского хардкора, в чьем полуприкрытом от рождения правом глазе видится мудрый прищур восточного философа.
До того как прославиться с Wu-Tang, RZA входил в состав группы All In Together Now, а также творил сольно под именем Prince Rakeem. Если о плодах работы с группой нам мало что известно, то персонально для себя он сумел пробить контракт на культовом лейбле Tommy Boy и даже выпустить EP-шку под названием "Ooh, We Love You Rakeem" (к сожалению, держать в руках этот раритетный релиз доводилось немногим, поэтому трудно объяснить тот факт, что порой эту пластиночку называют "Ooh, I Love You Rakeem"). Больших дивидендов выход этого диска не принес, музыкальная политика лейбла Ризу не устраивала. Попса махровая, маз никакихю Такая нескладуха по всем фронтам привела к тому, что сольное творчество на время было законсервировано, и Бобби сосредоточился на другом проекте, собственно и принесшем ему мировую известность - Wu-Tang Clan.
Clan, коалиция MC со Стэйтен-Айленда, кардинально измененил звучание хип-хопа. Риза возглавил этот отряд, состоящий из его друзей и родственников. Ухватившись за эстетику Древнего Востока, наполнив ее мистическими мотивами учений нумерологии, "Нации ислама" и "5% Nation", подтверждая философские теории уличной практикой, "ву-тэнгеры" создали своё, уникальное ответвление в рэпе, несущее в себе столько скрытых смыслов и подтекстов, что Борис Гребенщиков может покурить в сторонке.
В 1993 году пробивной хит "Protect Ya Neck", изданный на инди-лейбле, заинтересовал дельца Стива Рифкинда (ныне возглавляющего Street Corp.). Почувствовав золотую жилу, Рифкинд предложил группе контракт, оставлявший им полную свободу в плане сольной деятельности. Таким образом лейбл Loud заполучил свою звезду.
Дебютный альбом "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал имя Wu-Tang в скрижали хип-хопа. Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не будет большим преувеличением. И её идеолога не устраивали полумеры - RZA занялся продюсированием альбомов своих подопечных Method Man, Raekwon, ODB, Ghostface. Их дебютные альбомы, записанные в промежутке с 94 по 96 год, относят к золотому наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu, RZA может гордиться причастностью к созданию треков для Cypress Hill, Notorious B.I.G. и Big Pun.
Еще один известный проект, к которому RZA непосредственно причастен, это Gravediggaz. В состав группы вошли такие лица как Prince Paul, продюсировавший De La Soul, а также Frukwan и Poetic. Основатель Wu-Tang фигурировал в этой компании под именем Rzarector. Тяжелое звучание, тексты о насилии и потусторонняя обреченность - вот из чего сформировался фирменный стиль нью-йоркских "гробокопателей", получивший звучное определение "horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял в 1994 году золото и продемонстрировал еще одну грань музыкального и поэтического дарования RZA.
В 1997 году RZA руководит записью двойного альбома Wu-Tang "Forever", после чего продюсирует таких участников Wu-Fam как Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая серия сольников от участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам RZA.
Работая долгое время в качестве сапожника без сапог, занимаясь карьерами других исполнителей, RZA достаточно долго откладывал свой дебют. Пока, наконец, в 1998 году не состоялся релиз его альбома "RZA as Bobby Digital in Stereo". И здесь Риза снова не подписывает альбом своим именем, представая слушателям своё альтер-эго. Считается, что сольные работы "ву-тангеров" - вещь, призванная обеспечить им материальное благополучие. В то время как, собираясь для записи очередного альбома, они оборудуют настоящий творческий полигон, обеспечивая себе душевный комфорт. Сольные работы RZA резко контрастируют как с альбомами Wu, так и с другими ву-сольниками. Неформатное звучание, неожиданные сбивки, нарочито неровные и небрежные лупы, очень своеобразное, очень индивидуальное сведение. RZA снова оказался первопроходцем и экспериментатором.
Ближе к 2000 году популярность Wu-Tang, пошла на убыль. Во-первых, появилось немало продюсеров, копирующих стиль Ризы; во-вторых, возникали новые звезды. Но RZA и на этот раз находит новое применение своим талантам: кинематограф. Он всегда демонстрировал стойкий интерес к этому жанру, предоставляя для звуковых дорожек различные треки собственного производства. Его кинодебют состоялся в неполиткорректной комедии "Не грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале", в которой прозвучал трек "Winter Warz". А в 2000 он целиком готовит саундтрек для фильма "Пес-призрак: путь самурая" культового режиссера Джима Джармуша. Плоды труда оформленные в виде пластинки были изданы лейблом Koch.
Финансовый крах, постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное многоточие в финале карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был поставлен под вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась затяжная полоса молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в 2001 вышел альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of Prince". Обе пластинки отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием. Возможно, этот факт и предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего композитора для своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со стороны одного из самых популярных режиссеров современности еще более упрочил статус RZA, как культового музыканта и продюсера.
Еще один необычный релиз был выпущен под именем RZA в том же 2003 году. Компиляция "The World According to RZA" содержала работы европейских рэпперов, спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение продолжает "политику экспансии", проводимую Ризой в отношении "стран третьего мира", каковыми для хип-хоп-Америки являются абсолютно все страны. Эта политика выражается также в его активной гастрольной деятельности по странам Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался к границам России, выступив в Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало настоящий восторг фанатов Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в Москве и Петербурге стали одним из самых ярких событий в российской хип-хоп-истории.
Музыкант и бизнесмен, стоявший у истоков двух великих рэп-команд, давший толчок десятку успешных сольных карьер, он на короткой ноге с киногениями Джимом Джармушем и Квентином Тарантино. Новатор и первооткрыватель, харизматический лидер нью-йоркского хардкора, в чьем полуприкрытом от рождения правом глазе видится мудрый прищур восточного философа.
До того как прославиться с Wu-Tang, RZA входил в состав группы All In Together Now, а также творил сольно под именем Prince Rakeem. Если о плодах работы с группой нам мало что известно, то персонально для себя он сумел пробить контракт на культовом лейбле Tommy Boy и даже выпустить EP-шку под названием "Ooh, We Love You Rakeem" (к сожалению, держать в руках этот раритетный релиз доводилось немногим, поэтому трудно объяснить тот факт, что порой эту пластиночку называют "Ooh, I Love You Rakeem"). Больших дивидендов выход этого диска не принес, музыкальная политика лейбла Ризу не устраивала. Попса махровая, маз никакихю Такая нескладуха по всем фронтам привела к тому, что сольное творчество на время было законсервировано, и Бобби сосредоточился на другом проекте, собственно и принесшем ему мировую известность - Wu-Tang Clan.
Clan, коалиция MC со Стэйтен-Айленда, кардинально измененил звучание хип-хопа. Риза возглавил этот отряд, состоящий из его друзей и родственников. Ухватившись за эстетику Древнего Востока, наполнив ее мистическими мотивами учений нумерологии, "Нации ислама" и "5% Nation", подтверждая философские теории уличной практикой, "ву-тэнгеры" создали своё, уникальное ответвление в рэпе, несущее в себе столько скрытых смыслов и подтекстов, что Борис Гребенщиков может покурить в сторонке.
В 1993 году пробивной хит "Protect Ya Neck", изданный на инди-лейбле, заинтересовал дельца Стива Рифкинда (ныне возглавляющего Street Corp.). Почувствовав золотую жилу, Рифкинд предложил группе контракт, оставлявший им полную свободу в плане сольной деятельности. Таким образом лейбл Loud заполучил свою звезду.
Дебютный альбом "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал имя Wu-Tang в скрижали хип-хопа. Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не будет большим преувеличением. И её идеолога не устраивали полумеры - RZA занялся продюсированием альбомов своих подопечных Method Man, Raekwon, ODB, Ghostface. Их дебютные альбомы, записанные в промежутке с 94 по 96 год, относят к золотому наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu, RZA может гордиться причастностью к созданию треков для Cypress Hill, Notorious B.I.G. и Big Pun.
Еще один известный проект, к которому RZA непосредственно причастен, это Gravediggaz. В состав группы вошли такие лица как Prince Paul, продюсировавший De La Soul, а также Frukwan и Poetic. Основатель Wu-Tang фигурировал в этой компании под именем Rzarector. Тяжелое звучание, тексты о насилии и потусторонняя обреченность - вот из чего сформировался фирменный стиль нью-йоркских "гробокопателей", получивший звучное определение "horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял в 1994 году золото и продемонстрировал еще одну грань музыкального и поэтического дарования RZA.
В 1997 году RZA руководит записью двойного альбома Wu-Tang "Forever", после чего продюсирует таких участников Wu-Fam как Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая серия сольников от участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам RZA.
Работая долгое время в качестве сапожника без сапог, занимаясь карьерами других исполнителей, RZA достаточно долго откладывал свой дебют. Пока, наконец, в 1998 году не состоялся релиз его альбома "RZA as Bobby Digital in Stereo". И здесь Риза снова не подписывает альбом своим именем, представая слушателям своё альтер-эго. Считается, что сольные работы "ву-тангеров" - вещь, призванная обеспечить им материальное благополучие. В то время как, собираясь для записи очередного альбома, они оборудуют настоящий творческий полигон, обеспечивая себе душевный комфорт. Сольные работы RZA резко контрастируют как с альбомами Wu, так и с другими ву-сольниками. Неформатное звучание, неожиданные сбивки, нарочито неровные и небрежные лупы, очень своеобразное, очень индивидуальное сведение. RZA снова оказался первопроходцем и экспериментатором.
Ближе к 2000 году популярность Wu-Tang, пошла на убыль. Во-первых, появилось немало продюсеров, копирующих стиль Ризы; во-вторых, возникали новые звезды. Но RZA и на этот раз находит новое применение своим талантам: кинематограф. Он всегда демонстрировал стойкий интерес к этому жанру, предоставляя для звуковых дорожек различные треки собственного производства. Его кинодебют состоялся в неполиткорректной комедии "Не грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале", в которой прозвучал трек "Winter Warz". А в 2000 он целиком готовит саундтрек для фильма "Пес-призрак: путь самурая" культового режиссера Джима Джармуша. Плоды труда оформленные в виде пластинки были изданы лейблом Koch.
Финансовый крах, постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное многоточие в финале карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был поставлен под вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась затяжная полоса молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в 2001 вышел альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of Prince". Обе пластинки отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием. Возможно, этот факт и предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего композитора для своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со стороны одного из самых популярных режиссеров современности еще более упрочил статус RZA, как культового музыканта и продюсера.
Еще один необычный релиз был выпущен под именем RZA в том же 2003 году. Компиляция "The World According to RZA" содержала работы европейских рэпперов, спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение продолжает "политику экспансии", проводимую Ризой в отношении "стран третьего мира", каковыми для хип-хоп-Америки являются абсолютно все страны. Эта политика выражается также в его активной гастрольной деятельности по странам Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался к границам России, выступив в Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало настоящий восторг фанатов Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в Москве и Петербурге стали одним из самых ярких событий в российской хип-хоп-истории.